Рембрандт Харменс ван Рейн (нидерл. Rembrandt Harmenszoon van Rijn, 1606—1669) — голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи.
Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.
Рембрандт Харменсзон («сын Харменса») ван Рейн родился 15 июля 1606 года (по некоторым данным, в 1607) в многодетной семье состоятельного владельца мельницы в Лейдене. Семья матери даже после Нидерландской революции сохраняла верность католическому вероисповеданию.
Во время появления Рембрандта на свет дела его отца находились в цветущем положении, что позволило ему дать своему четвертому сыну более тщательное образование, чем то, какое получили старшие сыновья, сделавшиеся ремесленниками.
Рембрандт поступил в латинскую школу, с тем, чтобы впоследствии перейти в лейденский университет. Но школьные занятия не удовлетворяли Рембрандта; он учился плохо, и, в конце концов, Гармен ван Рейн должен был уступить желанию своего сына сделаться живописцем.
Первым учителем, к которому отец отдал Рембрандта, был Якоб ван Сваненбюрх, весьма посредственный живописец, но, как человек, побывавший и работавший в Италии, пользовавшийся у своих соотечественников большим уважением. Пробыв в мастерской этого художника около трех лет, Рембрандт переехал в Амстердам и поступил там в ученье к Питеру Ластману, ученику Адама Эльсгеймера. Этот наставник оказал на Рембрандта довольно значительное влияние и, по-видимому, научил его и гравировальному искусству.
В 1623 г. Рембрандт возвратился на родину, и в 1628 г., был уже вполне готовым художником; по крайней мере, известно, что в это время он уже имел ученика, а именно, знаменитого впоследствии Герарда Доу.
Первые известные картины Рембрандта относятся к 1627 году. Большое число работ, исполненных им в этот период жизни, свидетельствует о неустанном труде, с каким он старался совершенствоваться. Все окружающее служило ему моделями, главным же образом, художник пользовался для своих эскизов, картин и гравюр лицами своих близких и своим собственным.
К этому времени относятся многочисленные портреты его самого, матери, отца, а также изображения подмеченных им уличных типов и сцен. При этом Рембрандт работал также и по заказам посторонних лиц, что доказывает хранящийся в кассельской галерее и датированный 1630 годом портрет мужчины с двойной золотой цепью на шее.
В 1631 г. Рембрандт переселился в Амстердам, и с тех пор лишь изредка навещал свой родной город. В Амстердаме он очень быстро достиг известности. Однако, несмотря на массу заказов, художник не переставал работать единственно с целью своего усовершенствования, рисуя с натуры и гравируя интересные типы, которые попадались на каждом шагу в еврейском квартале города.
В эту пору жизни Рембрандтом были написаны: "Урок Анатомии" (1632, находится в Гааге), портрет Коппеноля (находится в Касселе) и эрмитажный портрет каллиграфа (1631 г.).
В 1634 г. Рембрандт женился на Саскии ван Юленборх, дочери ученого юриста. Этой женитьбой открывается самая счастливая пора его жизни: возросшее материальное благосостояние, избыток заказов и искренняя привязанность своей молодой супруги.
Саския часто фигурирует в рембрандтовских произведениях этого периода, причем черты ее лица встречаются не только в портретах, но и в других картинах и гравюрах. Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются: "портрет невесты Pембрандта" (в кассельск. гал.), "Портрет Саскии" (в дрезд. гал.) и "Рембрандт с его женою" (там же).
Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго. В 1642 г. Саския скончалась. От семилетнего брака у нее родилось четверо детей, из которых только один сын, Титус, пережил свою мать.
С этой поры обстоятельства Рембрандта изменяются к худшему; хотя он и нашел себе подругу жизни – ей стала служанка Хендрикье Ягерс, по прозвищу Стоффельс. От нее у художника родилась у него дочь. Правда, материальное благосостояние его пошатнулось из-за овладевшей им страсти к коллекционированию художественных предметов и редкостей. Рембрандт тратил на свое увлечение массу денег и обеднел до такой степени, что в 1656 г. был объявлен несостоятельным должником, а в 1658 г. должен был оставить свой дом и переселиться в гостиницу.
Чтобы помочь Рембрандту, Хендрикье, вместе с его сыном основала компанию для торговли картинами, эстампами, гравюрами на дереве и всевозможными редкостями. Несмотря на это, дела Рембрандта шли все хуже и хуже, особенно плохо стало после кончины Хендрикье (около 1661 г). Через семь лет умер и сын художника Титус.
Оказавшись в тяжелом материальном положении, Рембрандт не терял энергии, много работал, и все-таки, при всем своем трудолюбии, не мог выйти из стесненных обстоятельств. Причиной тому было то, что вкусы публики в это время изменились, и широкое, сочное письмо Рембрандта, его прием трактовать освещение, сосредоточивать освещение в одном пункте и оставлять остальные части картины в тени и полутени, перестали нравиться любителям искусства, которые стали увлекаться тщательно исполненной, светлой живописью.
Рембрандт умер в крайней бедности, в первых числах октября 1669 г.
По своему миросозерцанию, Рембрандт, прежде всего, глубокий реалист: реализмом проникнуты все его работы, вне зависимости от того, из какой области он черпает для них сюжеты. Даже в таких изображениях, как мифологические, Рембрандт не отрешается от действительности, представляет греческих богов и богинь в виде современных ему голландцев и голландок (как напр. в эрмитажной "Данае"). Более того, в некоторых картинах, он как бы старается отринуть от себя всякое представление о присущей античным богам красоте форм, и умышленно вдается в некоторую карикатурность (напр. "Ганимед" из дрезденского музея).
Что касается картин Рембрандта на религиозные темы, то хотя и в них он остается верен реалистическому направлению и одевает фигуры в костюмы своего времени, однако, в этих произведениях ярко выражается теплое и благоговейное чувство, как например тогда, когда художник изображает Спасителя, Богоматерь, учеников и последователей Христовых ("Снятие со Креста" в эрмит. гал., 1634; "Христос с учениками на пути в Эммаус", в луврск. муз., 1648: гравюра "Христос исцеляет больных"; "Поклонение волхвов", в букингемск. дв., 1657, и др.).
Портреты Рембрандта, в свою очередь, реалистичны в высшей степени, они не только точно передают внешние черты, но и выражают внутренний характер изображенных лиц - весь их нравственный облик, национальность, род деятельности. Последний особенно ярко подчеркивается аксессуарами, которые художник подбирает, сообразуясь с профессией представленного персонажа (Эрмитаж. "Каллиграф", гаагский "Урок анатомии", амстердамская "Гильдия ткачей").
Внимание Рембрандта обращено, главным образом, на передачу игры света и тени, и в этой области гениальный мастер стоит на недосягаемой высоте. В его картинах изображение представляется словно окутанным воздухом, и игра света в этой насыщенной им атмосфере производит поразительные эффекты.
Ставя себе задачу преодолевать трудности передачи того или другого светового эффекта, Рембрандт нередко воспроизводит освещение настолько фантастическое и искусственное, что дает ученым повод до сих пор спорить о том, при каком свете - дневном или ночном - происходит та или другая изображенная художником сцена (например, известная картина амстердамского музея: "Ночной дозор").
Обыкновенно Рембрандт распределяет освещение таким образом, что главное по значению лицо или главная группа картины находится в наиболее сильном свете (напр. в "Уроке анатомии"), световые же рефлексы от этой главной группы распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары, и, наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком, воздушном полумраке. Впечатление, производимое таким гениальным распределением света и тени, усиливается тем, что наиболее освещенные части выписаны более тщательно, чем остальные, трактованные широко и сочно, иногда только намеками.
Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно. В своих первых по времени работах Рембрандт старался изображать природу в том виде, как она ему представлялась, без погони за световыми эффектами, хотя уже и в эту пору в его творениях проскальзывают намеки на будущую рембрандтовскую светотень (например, "Св. Павел в темнице", 1627, в штутгартской галерее). Наивысшего развития светотень, а вместе с тем и другие достоинства кисти Рембрандта, достигают в среднюю пору его деятельности.
Многочисленные гравюры Рембрандта отмечены теми же достоинствами, что и его картины: характерность рисунка, мастерская передача трудных световых эффектов, свободный, уместно тонкий или энергичный ход гравировальной иглы - отличительные качества Pембрандта, как гравера.
Перечислить все его картины и гравюры представляло бы слишком большой труд; достаточно будет сказать, что творческая мысль Рембрандта проникала во все сферы человеческого бытия: портреты, сцены из современной жизни, мифологические, библейские, евангельские и исторические сюжеты - все это занимало художника.
Однако, преимущественною его любовью пользовались темы из Библии и Евангелия, как более соответствовавшие протестантскому мировоззрению великого мастера. С особенным интересом и наиболее часто Рембрандт обращался к истории страданий Спасителя, которые трактовал в картинах и гравюрах, полных христианского чувства.
Произведения Рембрандта высоко ценятся любителями искусства; обладание ими составляет гордость всякого музея. Богаче всех других картинных галерей является Императорский Эрмитаж, в котором насчитывается 42 картины Рембрандта.
Великий мастер Рембрандт Харменс ван Рейн оказал огромное влияние на всю голландскую живопись - среди непосредственных его учеников такие знаменитые художники, как Ф. Боль, Г. Флинк, Г. ван ден Экгоут, А. де Гельдер, Н. Мас, Фабрициюс, Ф. де Конинк. С. ван Гогстратен, Я. Бакер, Я. де Вет, В. де Портер, Ю. Овенс, А. Вердаль и Дрост.